АВТОРИЗАЦИЯ
Логин
Пароль
Наша школа  >>  Страница психолога школы


Презентация профессиональной деятельности педагога-психолога Будаевой Е. В.
План проведения недели психологии в 2010 г.

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ

 

Идею проведения недели психологии в школе я вынашивала давно. Но как? Как организовать, а самое главное – подготовить проведение. Ведь нужно много изготовить, смастерить, воплотить, а в школе ты один педагог-психолог. Ознакомившись с опытом коллег и прочитав необходимую литературу, воодушевившись поддержкой коллег учителей я смогла подготовиться к проведению недели психологии.

Использовала идею М.Р. Битяновой и ее коллег - проведение «Недели психологии», во время которой работой охватываются все субъекты образовательного процесса. Материал журнала «Школьный психолог» №3, февраль 2008. Опыт работы проведения Недели психологии коллег, предложенный в Интернете.

Основные рабочие принципы Недели психологии в на­шей школе были следующие:

  неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;

  каждый день должен плавно перетекать в следу­ющий;

  необходимо использовать такие виды работы, кото­рые делали бы каждый день неповторимым;

  события недели должны охватывать всю школу — всех детей и всех взрослых;

  мероприятия недели не должны (по возможности) ме­шать учебному процессу, или, по крайней мере, это вме­шательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы.

Ставились самые разнообразные задачи.

Развивающие задачи

  Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.

  Развитие рефлексии.

  Развитие мотивационной сферы.

  Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.

  Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи

Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.

 • Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разреше­нию конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи

   Формирование общего настроения оптимистической то­нальности в школе, настрой на «психологическую волну».

   Стимулирование интереса к психологическим знани­ям и к деятельности школьного психолога.

   Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.

 

Одним из видов работы стали психологические акции. Собственно, это была не игра, это — игровая среда, ко­торая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачивать­ся другим видам деятельности детей и взрослых, но име­ет некоторое собственное содержание, правила, намечен­ный результат.

Основная цель таких акций — расширение жизненно­го пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афориз­ма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».

Важные особенности акции — ненавязчивость и не­обычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в но­вые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доми­нирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.

 

В школы было проведено шесть психоло­гических акций.

 

1.      Радуга настроений  (На основе методики А.Н. Лутошкина.)

Цель: сравнительная оценка эмоциональной атмо­сферы в школе (в начале и в конце рабочего дня).

Перед началом учебного дня у входа в школу ставит­ся два ящика («Для учеников» и «Для учителей), в которые всем входящим предлагается опустить квадрат, соответствующий текущему настроению. Для опреде­ления эмоционального состояния с помощью цвета ис­пытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования:

 

красный

- восторженное

желтый

- приятное

зеленый

- спокойное, уравновешенное

голубой

- грустное

черный

- крайне неудовлетворенное

То же самое предлагается сделать перед уходом до­мой.

Утром следующего дня вывешиваются 4 круговые цветограммы «Настроение учеников в начале и в конце дня», «Настроение учителей в начале и в конце дня».

 

2.      «Ларец радости, или Предсказания черно-бело­го ослика» проводилась в первый раз. Открытие акции проходило в первый день Недели психологии. Ее зада­чей являлась поддержка каждого учащегося, она была направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций. В специальный ящик были собраны самые лучшие вы­ражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно ему. «Ларец радости» работал только на переменах и имел большой успех среди учащихся.

 

3.      «Следопыт».  В ней приняли участие все жела­ющие учащиеся со 5-го по 11-й класс, педагоги и технический персонал школы . Существуют несколько типов во­просов в этой акции.

1.   Вопросы, ответы на которые не требуют больших энер­гозатрат. Они не вызывают удивления, дети с удоволь­ствием тратят свою энергию и точно узнают, к примеру, сколько столов в школьной столовой.

2.   Вопросы, направленные на знакомство с организа­цией работы и особенностями школы. Для ребят эти во­просы также очень интересны, ведь это реальная возмож­ность узнать что-то новое о родной школе.

3. Вопросы, цель которых — уделить пристальное внимание взрослому коллективу школы. Это, наверное, самые любимые для детей вопросы. Еще бы, когда еще можно узнать, как зовут кота у завуча по воспитательной работе.

4.  «Социологический опрос». Это одна из форм работы, построенной на идее выбора.  Предоставление ребенку возможности совершить свой личный выбор – один из важных принципов сопровождающей психологической работы. Здесь и элементы шоу, создающие эмоциональный настрой; есть элементы психологической драмы – выбор, предпочтение, самораскрытие через предъявление индивидуального выбора; есть также познавательные, просветительские, развивающие и многие другие

Опрос был посвящен выявлению ценностных ориентаций, жизненных устремлений в различных сферах жизни. Его вопросы не были связаны с сегодняшним днем детей, они предлагали им посмотреть на свою жизнь шире.

 Результаты «Социологического опроса» интересны, информативны и познавательны. Они позволяют школе «побурлить» и выяснить, что она является целостным организмом с такими разными и одновременно схожими взглядами на жизнь.

Проведение этого опроса принесло свои плоды. Это стало еще одним способом объединить детей и взрослых,  явилось возможностью пообщаться не на бытовые или дисциплинарные, а «высокие» темы, обсудив значимые вопросы. Это оказалось еще одной демонстрацией неисчерпаемых возможностей психологической работы.

Проводя «Социологический опрос населения нашей школы» мы ставили перед собой четыре задачи:

·        Осмысление подростками представлений о смысле жизни, счастье, ценностях, жизненных планах;

·        Предоставление учащимся возможности совершить личный выбор;

·        Объединение детей и взрослых, предоставление им возможности для общения на «высокие» темы;

·        Профилактика отчуждения в системе взаимоотношений «учитель – ученик».

5.  «Психологический забор»-способствовать умению учащихся выражать своё мнение. И  в конце Недели он пестрил позитивными мыслями идеями.

6. «По следам недели Психологии»- презентацию посмотрели все ребята на переменах в актовом зале, вспомнили основные мероприятия, оживили впечатления.

 

При организации работы с учащимися я стремилась, чтобы каждое мероприятие вызывало у детей положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало на дальнейшую работу. Я стремилась к тому, чтобы родители, педагоги и дети, входя в здание школы, сразу чувствовали необычную атмосферу "Недели психологии".

На школьном информационном стенде был оформлен календарь мероприятий недели психологии. В фойе оформлена панно дерево жизни и река жизни, которое обновлялось каждый день и имело смысловую нагрузку.

 

 


Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
© конструктор сайтов, ООО «КМ-Образование», 2010